РОЖДЕНИЕ НОВЫХ КОЛЛЕКЦИЙ
Как мы уже рассказывали ранее, летом 2014 г. специалисты компании KLEBEN посетили три американских завода «Wallquest – KT Exclusive» с целью обмена опытом и получения специализированного сертификата на проведение экспертной оценки поклейки продукции данной компании.
В этой статье мы хотели бы поделиться увлекательной информацией о том, как рождаются эксклюзивные обои и какой кропотливый и трудоемкий, но весьма творческий и интересный процесс сопровождает выпуск каждой уникальной коллекции настенных покрытий.
ОТ ИДЕИ ДО РИСУНКА
Начинается все с создания новой концепции обоев, которую придумывает главный дизайнер. Идея может прийти к нему после возвращений с отдыха под впечатлением от изгибов бурной растительности живой природы, от увиденных где-либо старинных орнаментов, после посещения современных выставок изобразительных искусств и т.д. Ведь талантливые дизайнеры могут почерпнуть вдохновение для своей работы из чего угодно, даже из игры света сквозь прикрытые жалюзи.
Главный дизайнер рисует эскизы новой коллекции в графическом редакторе и передает их на доработку своей команде, состоящей исключительно из высококлассных специалистов художников. Отталкиваясь от эскиза, они подбирают доминирующие цвета, которые смогут идеально сочетаться между собой и на подсознательном уровне вызывать у человека исключительно положительные эмоции – умиротворение, релаксацию, чувство уверенности, защищенности с ненавязчивой ноткой воодушевления и оптимизма. Дополненный цветовой палитрой, рисунок прописывается до мельчайших деталей.
В своей работе дизайнеры должны учитывать не только веление своей музы, но и национальные, культурные и религиозные особенности различных стран и регионов, которые могут совершенно по-разному понимать красоту обоев. Например, европейцы очень любят геометрические фигуры и яркие цвета, в азиатских странах предпочитают орнаменты растительного мира. Американцы вообще выбирают, как правило, светлый фон с минимальным рисунком простых форм и пастельных оттенков. В арабских странах такие обои не пользуются спросом вообще – там клеят покрытия со сложными и красочными рисунками, которые почти полностью перекрывают цвет фона. Изображения зверей и птиц отпугнут арабского покупателя. Дело в том, что по религиозным соображениям любые рисунки живых существ, включая насекомых, запрещены. Считается, что, если таковые присутствуют у кого-то в доме, то они являются идолами для поклонения, что не допустимо. Поэтому для многих стран или народов придумывается свой стиль рисунка и подход к визуализации изображений на настенных покрытиях. Дизайнеры уже давно отлично изучили все подобные тонкости в работе с клиентами по всему миру и прекрасно знают: то, что станет бестселлером, к примеру, в России, может никогда не покорить Европу и наоборот.
После окончательного утверждения эскиза, заказываются специальные цилиндры для станка, на котором будет производиться печать данной партии обоев. Цилиндры различаются в зависимости от планируемого метода печати, о чём более подробно Вы можете ознакомиться ниже.
МЕТОД ПЕЧАТИ «ГРАВЮР» (“GRAVURE”)
Название «гравюр» происходит от технологии изготовления печатных валов для производства обоев: на металлические цилиндры с помощью лазерных станков наносятся гравировки изображений будущих обоев. Вес такого цилиндра составляет порядка 150 кг, а цена – несколько тысяч долларов. Скорость производства при использовании этих валов составляет около 70 метров обойного полотна в минуту.
Особенность печати методом «гравюр» заключается в том, что на один вал наносится вовсе не весь рисунок будущих обоев. Уникальность такова, что каждый такой цилиндр может отпечатать лишь один оттенок краски. Поэтому орнамент будущего рисунка разбивается на все цвета, из которых он состоит (обычно от 4 до 11). Каждому цвету соответствуют свои графические элементы, которые и гравируются на печатном вале. На вал наносится определённое количество краски, достаточное для заполнения выгравированных полостей, затем он, плотно прижимаясь, прокатывается по полотну, оставляя свой фрагмент общего рисунка. Таким образом, при первой прокатке вала на бумаге остается лишь однотонная часть рисунка. Далее к работе подключают следующий вал со вторым цветом. Он наносит свои элементы другого оттенка, с точностью в доли микрон. Этот сложный и деликатный процесс полностью автоматизирован и контролируется компьютером.
Так, вал за валом на полотне появляется та самая композиция, изначально задуманная дизайнером. Чем больше цветов присутствует на рисунке обоев, тем сложнее и дороже процесс производства, так как каждый вал уникален и может использоваться лишь для нанесения одного единственного элемента изображения.
КОЛОРИСТИКА
Прежде чем начать столь кропотливое производство обоев, необходимо точно подобрать все оттенки будущего рисунка. Этим занимаются колористы – люди с особым талантом, способные путем скрупулёзного смешения различных цветов добиться нужного оттенка, заявленного в дизайнерском образце. Эти специалисты способны на глаз оценить, какой процент той или иной краски необходимо добавить для получения искомого результата.
Когда все цвета подобраны, на специальном небольшом станке изготавливается пробный отрезок обоев с несколькими вариантами повторяющегося рисунка.
Такой пробник тщательно изучает команда дизайнеров на предмет соответствия изначальной задумке. После окончательного утверждения макета начинается финальная наладка оборудования и запуск процесса производства. Краска уже замешивается в крупных масштабах, необходимых для печати целой партии коллекционных обоев. Любопытно то, что баночки с утвержденными образцами оттенков хранятся на заводе на огромных стеллажах до тех пор, пока коллекция не будет снята с производства.
Если в рамках одной коллекции планируется выпуск очередной партии обоев, тут снова не обойтись без колориста. Ведь в резервных баночках хранятся лишь образцы, а краску для печати нескольких сотен или тысяч рулонов придется снова подбирать на глаз, ориентируясь на имеющийся эталон. Для этого на небольшой кусок бумаги наносится капля краски образца и рядом капля воссозданной копии данного оттенка, которая должна в точности совпасть с утвержденным цветом. Далее обе капли растушевываются и высушиваются. Только после этого можно увидеть, идентичны ли их оттенки. Такой подбор занимает большое количество времени. Но оно того стоит, ведь каждая коллекция уникальна своими мельчайшими деталями и особенностями, включая игру цветовой палитры.
Однако, как бы ни старались колористы, воссоздавать каждый раз идентичные грани оттенков практически невозможно, да и сам производитель не дает такой гарантии. Так или иначе, оттенки разных партий обоев могут немного различаться. Поэтому в инструкции к обоям написано: «Перед поклейкой убедитесь, что все рулоны из одной партии».
Удивительно то, что применяемая краска совершенно не пахнет. Она соответствует всем стандартам и современным нормам, экологически чистая и производится на водной основе. Поэтому все работники цехов могут смело трудиться без респираторов.
ПЕЧАТНЫЙ ЦЕХ
Но вот все готово для нанесения на будущие обои столь тщательно проработанного рисунка. Станок, с помощью которого происходит печать, достигает 40 метров в длину. В него устанавливаются те самые цилиндры для нанесения каждого оттенка цвета, катушка бумаги или флизелина высшего качества, заправляется краска. Длина каждого такого рулона составляет примерно 3000 метров весом до 300 кг.
Бумага пропускается по всей длине станка между валами с краской зигзагообразным способом. Например, нижний вал наносит первый оттенок, из которого состоит фон рисунка. Затем бумага поднимается вверх и попадает в термокамеру, где под влиянием высокой температуры мгновенно высыхает. Далее внизу ее ждет следующий вал с новым цветом. Однако при запуске каждой новой коллекции наладки оборудования никак не избежать, поэтому первые 200 метров обоев, как правило, уходят в брак. Идеальные же метры напечатанного настенного покрытия наматываются на бобину в конце станка. Если работа над обоями завершена, – то есть они не будут дорабатываться с помощью других технологий, – лишние края обрезаются сразу. В случае же, если необходимы еще какие-либо работы над ними (см. раздел «Совмещение технологий»), края оставляют для более бережной транспортировки.
Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое.
После завершения печати партии небольшой фрагмент обоев с надписью «Master» размещается в архиве завода в качестве примера произведенной продукции.
МЕТОД ПЕЧАТИ «СКРИН ПРИНТ» (“SCREEN PRINT”)
Существует еще один интересный метод печати, который, на первый взгляд может показаться похожим на «гравюр». Тот же станок, тот же способ подачи обоев зигзагом между валами и термокамерами. Тот же принцип принадлежности каждого отдельного цилиндра одному цвету или оттенку. Однако при этом методе печати обоев используются совершенно другие валы. Если в гравюрном методе краска подается на сам вал, на котором выгравирован соответствующий рисунок, то здесь на поверхности полых металлических цилиндров с помощью лазерных станков выжигаются микроскопические дырочки согласно эскизу изображения. Краска при этом заполняет объем вала и под давлением выходит через поры на проходящую под валом бумагу.
Для создания тестового образца обоев изготавливаются специальные прямоугольные трафареты, которые кладут на бумагу, наливают на них небольшое количество краски (опять же, для зарисовки элементов одного цвета) и с помощью резинового шпателя выдавливают ее на обои. Краска просушивается, сверху накладывается следующий трафарет под второй цвет и процедура повторяется. Так создается окончательный рисунок будущих обоев на экспериментальном отрезке. Образец отправляется дизайнерам для возможной доработки изображения или цветовой палитры.
Интересно, что по своей сути этот метод намного более сложный, медленный и затратный по сравнению с предыдущим. Скорость печати составляет всего 20 метров обоев в минуту. Краска используется не прозрачная и более густая, что придает рисунку на обоях объемную текстуру.
Одной из отличительных черт обоев, произведённых таким методом, является скромная палитра оттенков на одном полотне. За счёт рельефа, который создаёт густая краска, в их дизайне не применяется большое количество цветов. Этот вид печати значительно дороже, во-первых из-за более высокой стоимости самой краски, а во-вторых из-за того, что расход её в разы больше, а производство в три раза медленнее.
Так же этот метод печати позволяет наносить уникальный вид краски, имеющей в своей формуле частички, которые при попадании в печь увеличиваются в размере – краска с эффектом термоподъёма. Визуально, отчасти, это схоже с виниловым напылением. Однако это совершенно разные материалы, путать которые не стоит, т.к. в отличии от винила самое главное преимущество этой краски в её экологичности.
МЕТОД ПЕЧАТИ «СЁРФЕЙС» (“SURFACE”)
Эта технологии печати обоев позаимствована у наших предков. Станки представляют собой огромные колеса, на поверхности которых по внешнему радиусу установлены печатные валы. Краска наносится с помощью пропитанных ею полотен ткани. Из-за того, что количество подаваемой краски на них не дозируется и нет термокамер для сушки, рисунки получаются немного растушёванными. Раньше от этого эффекта старались избавиться, но сейчас дизайнеры взглянули на это по-другому. В современных подходах к визуализации изображений порой применяются совершенно неожиданные приемы – немного размытый рисунок создает впечатление ручной работы с естественными мазками, и такие обои пользуются спросом.
МЕТОД ПЕЧАТИ «ДИДЖИТАЛ ПРИНТ» (“DIGITAL PRINT”)
Этот метод самый простой и малозатратный. Станок напоминает большой принтер, в котором используется цифровой метод нанесения краски на бумажную основу из специального картриджа. Преимущество подобного метода заключается в небольших габаритах станка, универсальной подачи краски всех цветов из одного отсека с картриджами, отсутствии необходимости колеровки краски или сушки бумаги. Самое главное отличие от остальных способов печати состоит в том, что все станки, где применяются печатные цилиндры могут печатать только повторяющийся рисунок изображённый на цилиндре. Повтор этого рисунка зависит от длины окружности (чем меньше радиус, тем чаще повтор рисунка), а на цифровом принтере можно печатать любые изображения, что отлично подходит в частности для фотообоев.
СОВМЕЩЕНИЕ РАЗНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПЕЧАТИ
Помимо вышеперечисленных методов печати элитных обоев технологи разработали дополнительные приемы для создания еще более уникальных и особенных коллекций путем смешения различных способов печати. Например, настенные покрытия, отпечатанные на станке с помощью метода «гравюр», прокатываются также и на станке «скрин принт» или «сёрфейс», что добавляет красочному и многоцветному рисунку рельеф и объем или мазки краски в стиле «хенд мейд».
Также дизайнеры совместно с технологами завода разработали очень интересный метод, который позволяет наклеивать на готовые флизелиновые обои тканевые нити. Это придает настенным покрытиям ни с чем не сравнимый эффект комбинирования бумажных и текстильных обоев.
Нити наносятся на обои следующим способом. Специальный вращающийся вал размещают над ванночкой с клеем – таким образом, он постоянно промазывается. Над ним протягиваются нити, которые, касаясь поверхности клейкого цилиндра, равномерно пропитываются клеем. После этого они накладываются на бумажное полотно отпечатанных обоев и приклеиваются. В конце процесса лишние края обрезаются, и катушка отправляется на фасовку на маленькие рулоны.
Любое успешное производство – это совокупность многих факторов, начиная от жёсткой дисциплины и превосходного менеджмента, и заканчивая отточенностью и слаженной работой заинтересованного в результате коллектива. Хочется особенно отметить, что на заводе «Wallquest – KT Exclusive» царит идеальная чистота и образцовый порядок. Все специалисты трудятся согласно установленному графику без переработок в сверхурочные часы. Для руководства очень важен четко отлаженный механизм производства обоев, а также качество и условия труда каждого работника. Согласитесь, уставший сотрудник, задержавшийся на работе не в свою смену, может допустить ошибку, которая будет стоить всему заводу больших денег. Труд каждого специалиста важен и кропотлив, и лишь увидев весь сложный процесс создания каждой партии обоев от разработки дизайна до печати рулонов, становится понятно, почему их конечная стоимость довольно высока. Сочетание высококлассных профессионалов, качественных материалов и ультрасовременного оборудования позволяют родиться уникальным и неповторимым коллекциям элитных обоев.