Усадьба Кусково – один из самых удивительных и красивых памятников истории, сохранившихся до нашего времени
Бывшее имение графов Шереметьевых по сей день не перестаёт удивлять своим размахом и роскошью. Изысканные интерьеры дворца, ухоженный сад во французском стиле, сверкающая гладь пруда – всё это великолепие, относит нас в далёкий 18 век, позволяя окунуться в атмосферу пышного праздника и жизни высшего света той эпохи.
В 18-ом веке усадьбу называли «Большой дом», строилась она исключительно для одной цели – принимать гостей и устраивать в ней балы в тёплое летнее время года.
Пожалуй, никого не могут оставить равнодушным прекрасное собрание произведений искусства, уникальные предметы интерьера и быта, замысловатые элементы декора, которые можно увидеть в блестящих залах усадьбы Кусково
В нашей статье мы бы хотели уделить особое внимание нескольким видам стеновых покрытий, которые украшали собой стены дворцовых комнат, придавая им уют и неописуемое очарование. Современные текстильные обои имеют свою историю, заглянуть в которую приглашают нас просторные гостиные дворца.
«Малиновая» или «Наугольная» гостиная — самая яркая и запоминающаяся зала усадьбы, стены которой обиты шёлковым покрытием в насыщенных малиновых тонах с причудливыми узорами
К большому сожалению, шёлк, которым были декорированы стены дворцовых залов в 18-м веке, не сохранился до наших дней. Тонкие деликатные полотна «живут» максимум 70-80 лет, что приводит смотрителей усадьбы в искреннюю печаль, т.к. производство аналогов с соблюдением всех технологий является процессом неимоверно трудоёмким, долгим и чрезвычайно дорогостоящим. В настоящее время текстильные обои могут производиться с использованием искусственных волокон, ткани также обрабатываются специальными растворами, которые способствуют их износостойкости, позволяя им служить гораздо более долгий срок.
Усадьба явилась свидетелем множества событий, порой, на себе перенося все тяготы и невзгоды наиболее острых периодов нашей истории. Так 1812 году во дворце «гостили» гвардейцы, были уничтожены и похищены многие произведения искусства, со стен был содран весь лионский шёлк, привезённый из Франции и украшавший нарядные залы.
Лион – французский город, где было широко развито шёлковое производство. Ещё в 17 веке в Лион завезли китайский натуральный шёлк, и жители переняли технологию этого сложного производства. В 18 веке Лионские стенные обития и Лионские шелка – самые дорогие и широко используемые модные ткани во всей Европе.
Портрет Императрицы Елизаветы Петровны и парадный портрет Графа Петра Борисовича Шереметьева на фоне изысканных текстильных стеновых обитий
Полихромные стенные обития с использованием ярких контрастных изображений в зелёных и малиновых тонах
Крепостные управляющие, где было возможно, оставили фрагменты этого шёлка и приложили их к описи того, что исчезло и того, что оставалось. Когда в 50-е гг. 20 века, уже почти 60 лет назад, было принято решение о реставрации дворца, было также решено восстановить и шелка по лионским образцам 18-го века. Сюда были приглашены ивановские ткачихи высшей квалификации. Им показали и рассказали всю сложнейшую технологию ткачества, и те из них, кто согласился, 12 лет, работая по 8 часов в день, на деревянных станках вручную челноками по 2,5 см шёлковой нитью 80-го номера, что в 5-6 раз тоньше женского волоса, ткали эти новые шёлковые обивы, точно повторяя технологию 18-го века. Восстанавливали ровно по тем образцам, которые удалось спасти в 1812 году. На данный момент стены усадьбы отделаны именно этой научной реконструкцией стенных шёлковых обитий.
Срок жизни настоящих Лионских шелков 70-80 лет. В Усадьбе сейчас все шёлковые обития приближаются к своему 70-летию. К сожалению, нет никакой возможности предотвратить процесс разрушения. Полотна буквально рассыпаются на глазах. Единственный способ вернуть стенам дворца былое величие – полностью восстановить постепенно утрачиваемые покрытия. Но, учитывая огромные временные, трудовые и материальные затраты, возрождение первоначальной красоты весьма проблематично и в ближайшее время не предвидится. Реставрация имеющегося шёлка – неимоверно кропотливый труд, который способен лишь немного замедлить необратимый процесс.
Стоит заметить, только шёлк имеет уникальную оптическую особенность, он фокусирует ваше зрение на том предмете, который находится на его фоне. Особенность такова, что предметы как бы выдвигаются на передний план, представая в самом выгодном свете. Будь то большая картина или маленькая консоль со статуэткой, он фокусирует ваше зрение и визуально приближает предметы. Этой особенностью обладает исключительно натуральный шёлк.
Брокатель — тяжёлая шёлковая ткань с примесью льна или шерсти, вышитая золотыми, серебряными или цветными нитями
Часто использовалась в качестве обивочного материала мебели. Голубая брокатель обволакивает стены нескольких залов дворца, пленяя свежестью и, как ни странно, теплотой оттенка.
Так называемая «шпалерная с воздухом» развеска картин в Картинной. Голубая брокатель – как фон для произведений живописи западноевропейских школ 16-18 веков
Некоторые помещения усадьбы были отделаны «Бумажками» и льняными покрытиями, но они, к сожалению, не сохранились до наших дней. Сохранился лишь маленький фрагмент бумажного покрытия в одном из залов выставки под названием «Храм добродетели душа её была…», посвящённой выдающейся актрисе крепостного театра Шереметевых Прасковье Жемчуговой, впоследствии ставшей графиней Шереметьевой.
Единственный сохранившийся фрагмент бумажного стенного покрытия, расписанный натуральными красками вручную
Портрет графини Прасковьи Жемчуговой на фоне великолепных красных шёлковых обитий
Бумага в то время ценилась гораздо меньше. Производства «Бумажек» (как тогда назывались бумажные обои) не было, бумага сама по себе была дорогая, оно не окупалось. Тканевые обои были немногим дороже, но гораздо привычнее, и с ними было легче работать. Они не подвергались деформации, не так сильно выцветали, были более прочными и износоустойчивыми. Льняные стеновые обития тоже появились в 18 веке. Наибольшее распространение они получили в 19-ом веке. Деревенские усадьбы в основном отделывались «бумажками» и льняными стеновыми обитиями.
В 18 веке растягивался шёлк специальными деревянными колышками, стамесками раздвигали древесину и вставляли деревянный колышек. Он натягивал ткань, но не рвал её. В наше время ткань не натягивается, а наклеивается на стену. Поклейка текстильных обоев требует большого опыта и практических навыков.
Трапезные палаты никогда тканью не обивались. Никогда тканями не украшались ни окна, ни полы. В трапезной наносилась валиковая клеевая краска и украшалась лепниной или другим деревянным декором, гирляндами из папье-маше. Ткани впитывают запахи — в трапезных этого не допускалось. Обивные стулья ставились в трапезной только тогда, когда столы там были не накрыты, когда помещение использовалось в качестве гостиной. К примеру, в Голландском домике, в кухне стоят стулья, спинки и сидения у которых сплетены из специальных пальмовых и бамбуковых листьев.
Парадный зал для проведения торжественных обедов и ужинов с покрашенными стенами и оконными проёмами
От шёлковых, льняных и бумажных покрытий, переходим к другому, совершенно особенному, виду декоративных настенных элементов, несущих в себе не только эстетическую красоту, но и обладающих вполне практическими свойствами.
В 18-м веке две комнаты Усадьбы были затянуты шерстяными безворсовыми вручную тканными коврами, которые и называются — шпалеры. В одной комнате сохранились все шпалеры, в другой – три. Всего в 1812 году из Дворца было украдено 3 шпалеры.
Шпалеры – замечательный вид прикладного искусства, который появился в 6-7 веках, для утепления помещения
Дело в том, что, как известно, в западной Европе замки строились из камня. Скрепляющих и утепляющих материалов не было. Камни удерживались под собственной тяжестью. Никаких пробивочных материалов, типа мха, как в России, в Западной Европе не было. Печей не было, камины в 6 веке ещё не придумали, появятся они только через 200 лет, помещения отапливались жаровнями. Внутри всегда было промозгло и сыро. Жаровня – это металлический лист, на который клались угли или раскалённые в костре камни, с тем, чтобы согревать помещение. Таким образом, шпалеры появились в качестве утепления небольших помещений в замках.
Шпалеры самых популярных в те времена зелёных охристых оттенков
Самыми страшными заболеваниями начала средневековья были простудные артриты, артрозы, которыми, в основном, болели мужчины, потому что предусмотрительные женщины одевались в льняные, шерстяные, меховые многослойные одежды, а мужчины-воины одевались в кожу и с ног до головы были увешаны железным холодным оружием и доспехами — поэтому быстро простужались, долго болели и часто умирали от болевых шоков. Даже сейчас основным методом борьбы с этими заболеваниями остаются глубокие прогревания. А как в средневековье могли прогреваться в холодном промозглом помещении? И вот тогда женщины научились вышивать ковры шерстью по шерсти в несколько слоёв, а со временем перешли уже на ткачество. Затягивая стены в эту плотную толстую тёплую ткань, людям удавалось чуть дольше удерживать тепло внутри жилищ, делая его более комфортным для проживания.
Ткачество шпалер – это очень сложный процесс. За год квалифицированный ткач, мог выткать лишь 1 квадратный метр
Едва заметный шов на стыке двух фрагментов шпалеры
Ткали по 1-му метру и потом соединяли так, чтобы не было видно швов. Шпалеры, украшающие стены усадьбы, вытканы на рубеже 17-18 веков. Они появились здесь в 1775 году (в год постройки дворца) и ни разу не снимались. Дворец более 180 лет не отапливается, зимой здесь минус 20, и, тем не менее, это никак не отразилось на состоянии самих шерстяных покрытий.
Шпалеры были куплены специально для дворца эмиссарами Петра Борисовича Шереметьева, которые ездили за ними во Фландрию. В то время во Фландрии была в моде охристая зелёная гамма. Фландрские шпалеры второй половины 17-го века считались лучшими в мире, они были самыми дорогими. При изготовлении использовались исключительно натуральные красители. За всё это время они выцвели всего на пол тона, даже те из них, которые висят на стене под прямыми солнечными лучами.
Шпалеры под прямыми солнечными лучами за 180 лет не потеряли свой первоначальный вид
Мастера отбирали шерсть, пряли, сплетали иногда с льняной, иногда с шёлковой нитью. Во дворце шпалеры шерстяные. Начиналось шпалерное искусство именно с чисто шерстяных ковров, т.к. основной задачей было утепление помещения, а потом это уже стало более декоративным явлением для красоты.
В те давние времена шёлк ещё не был так широко распространён. И самым красивым, дорогим и самым представительским было обитие стен шпалерами или развеска/растяжка шпалер.
Процесс создания шпалер очень сложный. Мастер отбирает нитку, проверяет её на прочность, ссучивает и ткёт. Шпалеры бывают односторонние и двусторонние. Двусторонние шпалеры – редкие экземпляры, пример высочайшего мастерства. В Кусково представлены односторонние шпалеры. Основное их достоинство – не красота, а необыкновенная выносливость. Самая старая из «живущих» на земле шпалер через 50 лет будет справлять свой 1000-летний юбилей. Этот экземпляр находится в Лувре, хранится в специальных условиях при определённой температуре. На ней изображена высадка Вильгельма Завоевателя в Англии в 1089 году. Шпалера датируется концом 11 века.
Шпалеры – самое популярное стенное обитие средневековья и начала нового времени
В какую бы залу дворца мы ни попали, нас поражает красота и блеск, масштаб и роскошь давно минувших дней. Бережно хранимые предметы старины, позволяют нам мысленно переместиться в прошлое, прочувствовать ту праздничную атмосферу, которая царила здесь много лет назад, сейчас в таком далёком 18-ом веке…